Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная риторика» Возрастная группа детей: 6-7 лет
Программа занятий
№ |
ДатаООД |
ООД,тема |
Страница учебного пособия |
Целизадачи |
Элементысодержания |
|
1 |
Сентябрь |
"Красную речь любо слушать»" |
Стр. 9-12 |
Формировать представление о значении красивой речи в жизни, объяснять, что голос необходимо беречь, заботиться о нем; продолжать работу над постановкой речевого дыхания; учить детей извиняться и отвечать на извинения; пробуждать интерес к живому слову; воспитывать у детей внимание, усидчивость, умение слушать и понимать собеседника. |
Артикуляционная гимнастика; скороговорки в речи; беседа-диалог «Наш голос-это музыкальный инструмент; Физкультминутка «Буратино»; дидактическая игра «Разговор сказок»; игра «Азбука общения». |
|
2 |
"Красно поле пшеном, а беседа умом" |
Стр. 7-9 |
Объяснение детям, что речь – это важнейшее средство общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; развивать артикуляцию упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить, внимательно слушать друг друга |
Рассказ «Невидимка»; речевая разминка; игра с мячом «Наоборот»; Игровая ситуация «В детский сад пришло письмо от Буратино»; дыхательная гимнастика; разминка с пословицами |
||
3 |
"Доброе слово лечит, а худое калечит»" |
Стр. 12-14 |
Формирование представлений о том, что речь-средство воздействия на мысли, чувства и поведения людей; добиваться большей дикционной чистоты, учить правильно реагировать на то, что говорит собеседник; развивать культуру речевого общения через создание проблемной ситуации; учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. |
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Слово утешает, предостерегает, заставляет задуматься…»; физкультминутка «Кузнечики»; знакомство с рассказом «Мячик» С.Летова; беседа-диалог «А можно ли говорить без слов?». |
||
4 |
"В добрый час молвить, а в дурной промолчать" |
Стр.14-16 |
Расширение представлений детей о неязыковых средствах в речи (мимика, жесты); обучать грациозной и «легкой речевой ходьбе» с помощью скороговорок; подводить к пониманию того, что речь является средством воздействия; упражнять детей в умении достойно выходить из различных речевых ситуаций. |
Минутка скороговорок, дыхательная гимнастика, чтение стихотворения ВБерестова «Прощание с другом»; физкультминутка «Хомка»; чтение стихотворения-небылицы «Перевертыш»; игра «Изобрази радость». |
||
5 |
"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться..." |
Стр.17-18 |
Формирование первичных представлений о роли неязыковых средств в речи, в процессе общения; развитие правильного речевого дыхания; учить употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации; помогать детям овладеть коммуникативными умениями, столь необходимыми в жизни каждого человеку; воспитывать у детей уважительное отношение к людям, желание контактировать, сотрудничать. |
Артикуляционная гимнастика; игровая обучающая ситуация «Путешествие в страну Вежливости»; игра-соревнование «Кто теплее, сердечнее произнесет слова приветствия; игра без слов «Попробуй изобрази»; моделирование конкретных речевых ситуаций. |
||
6 |
"Здравствуйте!- что особенного тем мы друг другу сказали?" |
Стр. 18-21 |
Обучение правильному использованию интонаций, совмещению их с жестами; закрепить потребление форм приветствия на примере повседневных ситуаций; развивать умение ориентироваться в ситуациях общения, определять коммуникативное намерение партнера; учить детей выражать собственную точку зрения. |
Дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; беседа-диалог по теме «Приветствие»; анализ речевых ситуаций; игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»; игра-упражнение со словом «Здравствуйте». |
||
7 8 8 |
"Если виновен-проси извинения..." |
Стр. 21-24. |
Обучение правильной реакции на слова собеседника; учить осознанно задавать вопросы и отвечать на них; учить употреблять различные формы выражения извинения; учить детей вступать в этикетный диалог и поддерживать его; учить строить логически завершенное предложение; продолжать учить детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства |
Артикуляционная гимнастика; беседа-диалог «Простое слово «Извините»; физкультминутка «Если нравится тебе»; дидактическая игра «здравствуйте»; речевая ситуация. |
||
8 8 |
«Сколько способ начинается с «будьте добры» |
Стр. 24-27 |
Обучить правильному употреблению различных словесных форм обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны) |
Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; беседа – диалог «волшебные слова» , моделирование речевых ситуаций, физминутка, дидактическая игра «сказку вспомнить нужно» |
||
9 |
Октябрь |
"Сколько просьб начинается с «будьте добры»!" |
Стр. 24-27 |
Обучение правильному употреблению различных словесных форм обращения с просьбой; обогащать речь синонимами; учить детей делать комплименты окружающим людям, сказочным героям; развивать фантазию, воображение детей; продолжать учить детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. |
Фонопедическое упражнение; беседа-диалог «Волшебное слово»; моделирование речевых ситуаций; физкультминутка «Спасибо»; дидактическая игра «Сказку вспомнить нужно»; Сюжетно-ролевая игра «Я-интервьюер» |
|
10 |
"Спеси боятся, а вежливость чтут" |
Стр. 27-29 |
Учить детей бережному отношению к чужой речи, высказыванию; воспитывать чуткое отношение к собеседнику, желание слушать и быть услышанным; учить детей ясно, четко выражать свои мысли, правильно ставить вопросы, аргументировать свои суждения; воспитывать желание помочь, подбодрит собеседника, создать у него хорошее настроение; воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. |
Чтение скороговорок; выразительное прочтение стихотворения; рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей»; презентация «Просим прощенье»; мнемо-таблицы к сказке «Вежливый кролик»; физкультминутка «Мельница»; дидактическая игра «Кто больше назовет?»; Упражнение «Нарисуй свое настроение!» |
||
11 |
"На всякие приметы надобно иметь ответы» |
Стр. 29-32 |
Знакомить с правилами вежливости у разных народов; Упражнять в соотнесении названий действий с названиями предметов; воспитывать самостоятельность, творческую активность детей во время выполнения речевой разминки; привлекать внимание детей к живому слову, заинтересовать русским языком. |
Речевые игры с чистоговорками; беседа-диалог «Формы вежливости у разных народов»; физкультминутка «Цыпленок»; моделирование речевой ситуации; дидактическая игра «Кто что делает?»; игра «В библиотеке». |
||
12 |
Октябрь |
«Не дорого ничего – дорого вежество» |
Стр. 33-36 |
Привлечь внимание к живому слову. Отработать правильную дикцию. Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости. Использование художественного слова и создание стандартных ситуаций |
Речевые игры с чистоговорками. Чтение стихотворения .физминутка. пословица «Слово не воробей, вылетит не поймаешь! Д/и «Уневермаг» |
|
13 |
"Где больше двух, там говорят вслух" |
. Стр. 36-38 |
Знакомство с правилами поведения во время разговора; отрабатывать упражнения на фонационное дыхание; обогащать и развивать словарный запас; учить детей правильно начинать разговор по телефону, быстро ориентируясь в различных ситуациях; прививать ребенку интерес к слову, истории родного языка; продолжать учить детей рассуждать, корректно отстаивать свою точку зрения; учить детей договариваться, принимать совместное решение |
Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Как себя вести во время разговора»; моделирование речевых ситуаций; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». |
||
14 |
"Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому" |
Стр. 38-40 |
Знакомство с правилами речевого поведения во время телефонного разговора; развивать фонематический слух и восприятие; упражнять детей в четком и быстром произношении скороговорки; учить детей вежливо отвечать на телефонные звонки; совершенствовать навыки устной речи через употребление фразеологизмов. |
Развитие речевого дыхание; артикуляционная гимнастика; дидактическая игра «Угадай кто?»; беседа-диалог «Разговор по телефону»; моделирование речевых ситуаций; чтение и анализ отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Телефон». |
||
15 |
"Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив!" Стр. 40-43 |
скороговорок; продолжать З работу над артикуляцией; н учить детей делать бесшумно а вдох - выдох; упражнять в к планом, энергичном, не о ослабевающем к концу м выдохе; учить детей активно с запоминать тот или иной т фразеологизм путем в обыгрывания его прямого или переносного значенияо с правилами поведения в театре, в гостях; отрабатывать правильную дикцию с помощью |
Артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок; игра «Уроки вежливости»; физкультминутка «Что сказать?»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «Ждем гостей». |
|||
16 |
"Петь хорошо вместе, а говорить порознь" Стр. 43-46 |
Развитие умения изменять громкость в зависимости от ситуации и от содержания высказывания; воспитывать уважение к собеседнику: внимательно выслушивать, не перебивая, вежливо отвечать на вопросы; добиваться качественного выполнения упражнений на дыхание, самостоятельно контролируя осанку; развивать мышление, фантазию детей, подбирая какие-нибудь подходящие ситуации из жизни к устойчивому сочетанию слов типа фразеологизмов; развивать слуховое восприятие. |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; выразительное чтение стихотворения А.Шлыгина «Гром и тишина»; игра «Эхо»; физкультминутка «Мельница»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «В больнице». |
|||
17 |
"За твоим языком не поспеешь босиком" |
Стр.46-50 |
Формирование представлений о такой особенности речи, как темп; упражнять в умении изменять темп речи в зависимости от ситуации общения; расширять словарный запас, развивать наблюдательность, сосредоточенность; учить вести рассказ перевоплощаться, мыслить логически. |
Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; игра «Воробьи –вороны»; анализ речевых ситуаций; разучивание скороговорок; игра «Скажи кто твой друг»; Музыкальная игра «Хоровод дружбы» |
||
18 |
«Приятная для слуха речь - своего рода музыка» |
3, стр. 71 |
Учить детей правильно делать вдох и выдох, согласуя их с движением руки; развивать умение изменять громкость и темп речи в зависимости от содержания высказывания; учить изменять тембр голоса в зависимости от речевой ситуации. |
Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; игра «Воробьи –вороны»; анализ речевых ситуаций; разучивание скороговорок; игра «Скажи кто твой друг»; Музыкальная игра «Хоровод дружбы» |
||
19 |
«Секреты волшебницы Речи» |
Стр. 50-52 |
Активизировать словарь: громкость, темп, тембр голоса, устная речь, мимика, жесты |
Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. |
||
20 |
"Для чего у нас два уха, а язык один?" |
Стр.52-54 |
Создание условий для овладения творческой продуктивной речевой деятельностью; учить внимательно слушать собеседника; воспитывать сознательное намерение говорить выразительно, эмоционально, образно; учить детей правильно, вежливо реагировать на обращение к ним; воспитывать верную реакцию на привлечение внимание; формировать желание общаться и достойно выходить из нестандартных ситуаций |
Выразительное прочтение стихотворения С Михалкова «Сашина каша»; речевая гимнастика; игра-соревнование «Кто произнесет знакомую скороговорку в быстром темпе?»; беседа-диалог «Секреты устной речи»; игра «Спаси птенца». |
||
21 |
"Хорошее слово-половина дела" |
Стр.54-56 |
Учить детей при составлении сказки выбирать в родном языке красивые, точные слова; совершенствовать речевые умения детей, познакомить с понятием "слово- сорняк"; учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться "языком внешнего вида": мимикой, жестами, пантомимикой; воспитывать интерес к русскому языку и внимательное отношение к своей речи. |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; творческая продуктивная речевая деятельность; анализ речевой ситуации «Поздравь своего друга с днем рождения»; игра «Вопросы-шутки»; игра «Кто красивей всех на свете?» |
||
22 |
«Доброе слово лучше пирога» |
Стр. 57-58 |
Обучить умение правильно формировать вопросы, учить говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; творческая продуктивная речевая деятельность; анализ речевой ситуации , чтение рассказа В.Н. Сухомлинского , творческая продуктивная деятельность |
||
23 |
"Речь любит течь, фраза - идти потихонечку, а слово – бежать да играть!" |
Стр.59-60 |
Закреплять умение «окрашивать» произносимый звук; учить пересказывать рассказ близко к тексту; упражнять детей в подборе слов - синонимов, активизировать и обогащать детский словарь; формировать у детей представление о правилах знакомства, об этикетных выражениях; продолжать работу с детьми по осознанию необходимости выполнять правила этикета; учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл). |
упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации «Судья». |
||
24 |
«Верный тон и речь красит, и успех делу сулит» |
стр.60- 62 |
Развивать мышечные ощущения, способствовать произношению протяжных звуков; продолжать учить детей говорить выразительно, пересказывать текст от третьего лица. |
Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. |
||
25 |
«Бином фантазии» |
Стр. 62- 64 |
Активизировать образное восприятие , обучить созданию целостного изображения на основе уже имеющихся деталей. |
Речевая гимнастика. Игра «Подскажи слово». Придумывание историй «Бином фантазии»(круги луллия) чтение стихотворения Лунина. |
||
26 |
«Богатство русского языка» |
Стр. 64- 66 |
Развивать воображение , умение представить то, о чем говорится. Формировать правильное четкое произношение, учить точно и четко передавать мысли автора |
Дыхательное упражнение «Свеча», игра на расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка». Физминутка, упражнение на пополнение словарного запаса. Составление творческих рассказов. |
||
27 |
"Риторика есть наука....красиво говорить и писать" |
Стр.67-69 |
Давать детям представление о риторике, как науке; Обогащать словарь детей (риторика, ритор, "красно говорить"); Выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; Развивать артикуляцию, упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить внимательно слушать друг друга. |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; выразительное чтение стихотворения А.Шлыгина «Гром и тишина»; игра «Эхо»; физкультминутка «Мельница»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «В больнице». |
||
28 |
«Речь как средство воздействия на мысли, чувство и поведение людей» |
Стр.50-52 |
Дать представление о регулирующей функции речи. Упражнять в воздействии словом в различных ситуациях. |
Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. |
||
29 |
«Невозможно без внимания получить образование» |
3, стр. 82 |
Учить детей говорить выразительно; изменять громкость, темп речи, тон высказывания в зависимости от его содержания и основной мысли, использовать жесты, мимику |
Чтение скороговорок; выразительное прочтение стихотворения; рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей»; презентация «Просим прощенье»; мнемо-таблицы к сказке «Вежливый кролик»; физкультминутка «Мельница»; дидактическая игра «Кто больше назовет?»; Упражнение «Нарисуй свое настроение!» |
||
30 |
декабрь |
«Как адресовать высказывание» |
Стр. 40-43 |
Знакомство с понятием «диалог», способами вступления в диалог. Познакомить с комплектом раздаточного материала. |
Артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок; игра «Уроки вежливости»; физкультминутка «Что сказать?»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «Ждем гостей». |
|
31 |
«Благодарность и ответ на нее» |
3стр.115 |
Продолжать работу над развитием фонационного дыхания; учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства |
Разучивание скороговорки; чтение стихотворения Г.Остера «Если ты пришел к кому-то…»; моделирование речевых ситуаций; мексиканская сказка «Вежливый кролик»; пословица «Слово-не воробей, вылетит – не поймаешь» |
||
32 |
Разучивание стихотворения «Приветствие» |
Учить детей говорить выразительно; изменять громкость, темп речи, тон высказывания в зависимости от его содержания и основной мысли, использовать жесты, мимику |
Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. |
|||
33 |
«В страну звуков и шумов» |
2, стр. 60 |
Учить умению рассказывать, фантазировать, сочинять; учить детей сочетать движение и речь, интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки |
Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. |
||
34 |
«Зачем нужна речь» |
Стр.57-58 |
Обучение ораторскому искусству. Знакомство с функциями речи. -развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание) |
Упражнение «Врасти в землю»; артикуляционная гимнастика; разучивание считалки; игра «Как тебя зовут?»; творческая продуктивная речевая деятельность «Сочинения –миниатюры по теме»; дидактическая игра «Для чего нужны эти предметы?» |
||
35 |
«Слушаем и слышим собеседника» |
Стр. 36-38 |
Сформировать представление о «слушателе», особенностями этой роли в диалоге, правилах ведения диалога. |
Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Как себя вести во время разговора»;моделирование речевых ситуаций; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». |
||
36 |
«Правила речевого поведения во время телефонного разговора» |
Стр. 38-40 |
Отработать правила речевого поведения во время телефонного разговора на материале дидактической игры в парах «Телефон». |
Развитие речевого дыхание; артикуляционная гимнастика; дидактическая игра «Угадай кто?»; беседа-диалог «Разговор по телефону»; моделирование речевых ситуаций; чтение и анализ отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Телефон». |
||
37 |
Инсценировка басни Крылова «Ворона и лисица» |
3, стр. 96 |
Разбор, ответы на вопросы. Ласковый тонДавать детям представление о риторике, как науке; Обогащать словарь детей (риторика, ритор, "красно говорить"); Выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; Развивать артикуляцию, упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить внимательно слушать друг друга. |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». |
||
38 |
«Путешествие в Страну Сочиняйку» (использование круговлуллия) |
3, стр. 194. |
Учить детей придумывать свои сказки, изменяя сюжеты известных сказок путем введения новых сказочных героев; воспитывать творческую инициативу |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». |
||
|
январь |
«Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо.» |
. 3, стр. 185 |
Учить произносить скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса, изменять интонацию; играть звуками и рифмами; развивать слуховое восприятие; учить детей образовывать названия детенышей животных, чувствовать рифму, играть звуками |
Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». |
|
40 |
«Кто говорит тот, сеет, кто случает собирает» |
Стр. 69-71 |
Обогатить речь меткими образными выражениями- фразеологизмами. |
Речевая гимнастика. Разучивание скороговорки. игра «ливина». Беседа- диалог. Физминутка. Знакомство с новым фразеологизмом |
||
41 |
Беседа- инсценировка по стихотворению С. Маршака «Усатый- полосатый» |
5, стр. 67 |
Формировать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос; развивать логическую речь; привлекать детей к обсуждению правильных и неправильных поступков; вызывать интерес к стихотворению. |
Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания;беседа-диалог «Секреты устной речи»; |
||
42 |
«Благодарность» |
Стр. 28-29 |
Познакомить детей с речевыми формулами, которые употребляют, выражая свою благодарность; обратить внимание, что слова благодарности говорят вежливым, доброжелательным тоном; напомнить, что никогда не надо стесняться произносить слово благодарности. Рисование на тему «Благородное сердце» |
Дыхательная гимнастика, игра-соревнование « Кто быстрее проговорит скороговорку?», беседа-диалог «Комплимент и ответ на него», моделирование речевой ситуации по стихотворению В.Орловой «Портниха», игра «Зеркало». |
||
43 |
«Каким тоном?» |
Стр.26-27 |
Учить детей использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра; воспитывать чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику. |
Упражнение «Каким тоном?», артикуляционная гимнастика, упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия, чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром», игра с мячом « Сделай комплимент». |
||
44 |
«Тихо или громко?» |
Стр.20-21 |
Обратить внимание детей на то, что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения; учить детей управлять своим голосом; воспитывать у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника. Д.И. «Тише - громче» |
Речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, скороговорка «Стеша спешила…», чтение стихотворения с установкой на заучивание А.Шибаев «В день солнечный июльский…», беседа-диалог «Прощание, пожелание при прощании». |
||
45 |
«Устное общение» |
Стр.6-7 |
Показать детям значимость устного общения. Знакомить с дыхательными упражнениями, с чистоговорками. Придумывание чистоговорок. |
Упражнение «Цветочный магазин», дыхательная гимнастика, беседа-диалог на тему «Звонок по телефону», лингвистическое упражнение «Доскажи словечко», игра «Тайный смысл», совместная продуктивная деятельность «Рисунок к рассказу А.Н.Носова «Живая шляпа». |
||
46 |
«Путешествие по сказкам» (Использование кругов луллия) |
5, стр. 88 |
Учить придумывать новую сказку по представленным картинкам; формировать художественно-речевые исполнительские способности; учить выразительно передавать диалоги сказочных персонажей, их характеры. |
Речевая разминка «Путешествие язычка»; моделирование речевых ситуаций; »; мнемо-таблицы к сказке беседа – диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну Сочиняйку», коммуникативная игра « Бывает-не бывает», игра – соревнование «Лучший выдумщик – фантазер», продуктивная творческая деятельность «Если б был бы я волшебником…». |
||
47 |
Февраль |
«Говорит она беззвучно» |
Стр.8-9 |
Показать роль книги в жизни человека; доказать, что чтение книги – это тоже общение; прививать любовь к книге, бережное отношение к ней. Экскурсия в книжный магазин. |
Проговаривание чистоговорок в разном темпе, с разной громкостью; беседа-диалог на тему «Звонок раздается в доме…», игра «Слово на ладошке». |
|
48 |
«Письменное общение» |
Стр.10-11 |
Показать детям, что письменное общение может осуществляться по-разному; знакомить детей с техникой разгадывания ребусов; развивать логическое мышление. Сюжетно – ролевая игра «Почта» |
Упражнение «Письмо», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа-диалог на тему «Разговор о звонках на работу», обыгрывание речевых ситуаций, лингвистическое упражнение «Узнай по голосу». |
||
49 |
«Для чего люди общаются?» |
Стр. 3 |
Знакомить детей с основными коммуникативными целями; объяснить разницу в целях: поделиться радостью и похвастаться.Инсценировка сказки «Заяц-хваста» |
Упражнение «Здравствуй, друг!», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа о риторике, разучивание скороговорки, коммуникативная игра «Колобок», проигрывание проблемной речевой ситуации «Не мед, а ко всему льнет». |
||
50 |
«Зачем быть вежливым?» |
Стр. 12 |
Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником; вежливым нужно быть всегда; вежливость должна быть искренней. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово», заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон» |
Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционная гимнастика, обыгрывание речевой ситуаций «Звонок в больницу», беседа- диалог на тему «Звонки в другие города или страны», Игра «Вежливый персонаж». |
||
51 |
«Здравствуйте!» |
Стр. 12-13 |
Знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации приветствия; объяснить детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата. А.Барто «Вовка -добрая душа» |
Дидактическая игра «Только…слова», речевая разминка, фонопедическое упражнение, обыгрывание речевой ситуации: позвонить в книжный магазин, позвонить в театральную кассу; словесная игра «Автобиография». |
||
52 |
«До свидания!» |
Стр.13-14 |
Продолжать работу по речевому этикету; знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации прощания; объяснить детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата. |
Речевая разминка, проговорить чистоговорки, беседа-диалог на тему «Извинения и ответ на него», моделирование речевой ситуации: что посоветуете мальчику, который дернул девочку за косичку; Творческая продуктивная деятельность «Нарисуй свое любимое слово». |
||
53 |
март |
«Кто? Кому? Зачем? Как?» |
Стр 16-17 |
Знакомить дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как: кто говорит, к кому говорящий обращается с речью, зачем, с какой целью он говорит, как говорит; обратить внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего. С-Р и «К нам гости» |
Дыхательная гимнастика, проговори скороговорку «Дед Додон ….», беседа-диалог на тему «Благодарность и ответ на нее», игра «Руки-ноги», решение ситуаций в форме диалога, игра «Аргументация», этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик». |
|
54 |
«От улыбки стало всем светлей» |
Стр.30-31 |
Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу. Дидактическая игра «Какое настроение?» |
Речевая разминка «Путешествие язычка»; упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации «Судья». |
||
55 |
«Твой голос!» |
Стр.18-19 |
Учить детей управлять своим голосом. Развивать просодическую сторону речи. Игра «Кто позвал?» |
Речевая гимнастика, выразительное прочтение стихотворения «В день солнечный июльский…!» А.Шибаев, Игра «Выполни фигуру», беседа-диалог на тему «Приветствие и ответна него», моделирование речевой ситуации. |
||
56 |
«Жить в соседях — быть в беседах» |
Стр.60 |
Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения. |
Моделирование речевой ситуации «Если сосед обижает?», речевая разминка, дыхательная гимнастика, игровое упражнение «Менялки», игра «Зеркало», упражнение «Автопортрет». |
||
57 |
«Говорить не думая, что стрелять не целясь» |
3, стр. 162 |
Совершенствовать речевые умения детей, познакомить с понятием «слово-сорняк»; учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно. |
Фонопедичекое упражнение, речевая гимнастика, беседа об этикете, Игра «Король!», речевая ситуация « знакомство», игра «Что общего?», речевая ситуация «Как обратиться к другу за помощью?». |
||
58 |
«Поспешишь – людей насмешишь!» |
Стр.22-23 |
Учить детей управлять своим поведением, обдумывать свои поступки; воспитывать такие качества как сдержанность, рассудительность, целенаправленность. Просмотр мультфильма «Итак бывает» |
Дыхательная гимнастика, фонопедическое упражнение, игра «Любопытный», чтение стихотворения с правильно выбранной интонацией, игра «Попробуй изобрази», беседа –диалог на тему «Согласие – несогласие- частичное согласие с мнением собеседника». |
||
59 |
«Отгадай, что я сказал!» |
Стр. 34-35 |
Продолжить знакомить детей с невербальными средствами общения, учить отгадывать настроение близких по их выражению лица, жестам, позе, передавать с помощью жестов, мимике своё настроение. Дидактическая игра «Найди друзей» |
Этюд «Семейные обязанности мамы», дидактическая игра «Только …слова», беседа – диалог на тему «Реакция на привлечение внимания собеседника», практическое упражнение «Как обратиться к собеседнику?». |
||
60 |
«Как обратиться к собеседнику?» |
Стр.36-37 |
Учить вежливо обращаться к собеседнику; объяснить, что обращение должно быть целенаправленным. Игра «Школа вежливости» |
Фонопедичекое упражнение, речевая гимнастика, беседа об этикете, Игра «Король!», речевая ситуация « знакомство», игра «Что общего?», речевая ситуация «Как обратиться к другу за помощью?». |
||
61 |
апрель |
«Как обратиться с просьбой?» |
Стр. 38-39 |
Учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику; объяснить, что просьба должна быть мотивированной. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» |
Разучивание скороговорки «Чики-чики, чики-чок!», беседа-диалог «Как обратиться за помощью к воспитателю, маме, учителю, продавцу?», упражнение «Путаница», игра «ПУМ-ПУМ-ПУМ» |
|
62 |
«Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь!» |
Стр.56-57 |
Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т.п.; предупредить детей: прежде, чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник; убедить детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание. Н.Дурова «Две подружки» |
Дыхательная гимнастика, проговори скороговорку «Дед Додон ….», беседа-диалог на тему «Благодарность и ответ на нее», игра «Руки-ноги», решение ситуаций в форме диалога, игра «Аргументация», этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик». |
||
63 |
«Ты – зритель!» Пересказ текста от третьего лица. |
Стр.54-55 |
Знакомить детей с правилами поведения в театре; объяснить детям, что значит зрительская культура. Рисование «Портрет друга» Сформировать представление о понятии «пересказ от третьего лица» на примере русской народной сказки «Заюшкина избушка». |
Речевая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа – диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну Сочиняйку», коммуникативная игра « Бывает-не бывает», игра – соревнование «Лучший выдумщик – фантазер», продуктивная творческая деятельность «Заюшкина избушка».…». |
||
64 |
«Можно ли общаться без слов?» |
Стр.32-33 |
Знакомить дошкольников с невербальными средствами общения, телодвижениями; формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника. Игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем» |
Игра «Письмо», игра «Что я показываю?», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа – диалог на тему «Давайте общаться жестами!», игра «Волшебный стул». |
||
65 |
«Какой ты слушатель?» |
Стр.48-49 |
Объяснить суть нерефлексивного слушания; формировать умение адекватно воспринимать информацию; учить оценивать себя как слушателя. Сюжетно-ролевая игра «Театр». |
Дыхательная гимнастика, речевая разминка, беседа-диалог на тему «Какой ты слушатель?», игра «Зеркало», моделирование речевой ситуации. |
||
66 |
«Человек без друзей, что дерево без корней!» |
Стр.58-60 |
Объяснить детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения |
Проговаривание чистоговорок, речевая разминка, викторина «Знаете ли вы сказочную географию?», игра «Вежливость в каждой стране», составление коллективного расказа о путешествии по сказочной стране с соблюдение правил этикета. |
||
67 |
«Сказка - ложь, да в ней намек.» |
3, стр. 199 |
Учить детей рассказывать скороговорку, используя сказочную интонацию: неторопливость, загадочность тона, игривость; пользуясь жестами, мимикой, как умелый сказатель. Познакомить детей с методом «бином фантазии» Упражнять в составлении небольших сказок, используя этот метод. |
Речевая разминка «Путешествие язычка»; упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации |
||
68 69 |
«В магазине!» |
Стр.40-41 |
Познакомить детей с правилами речевого обращения в магазине, научить их вежливо беседовать с продавцами, кассирами, покупателями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, моделирование речевой ситуации « В магазине», упражнение «Сочиняем шутки-скороговорки», беседа-диалог «О громкости речи», игра «Доскажи словечко». |
||
69 |
Май |
«День рождения только раз в году!» |
Стр 52-53 |
Соотнести представление о праздничном дне и праздничных словах; ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания. |
Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок о праздниках, беседа-диалог на тему «Я пригласил гостей на свой праздник», игра «Комплименты», игра «Вежливый гость», моделирование речевой ситуации. |
|
70 |
«По части учтивости лучше пересолить» |
Стр. 82- 85 |
Обучать детей, как правильно извиниться и отвечать на извинения |
Речевая гимнастика, беседа- диалог, моделирование речевых ситуаций, игра «Слово на ладошке», продуктивная деятельность |
||
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»